Доля автомобилей, продаваемых в России в кредит, может вырасти до 60%

Несмотря на ожидаемое в 2014 году сокращение автомобильного рынка, темпы автокредитования будут продолжать нарастать. Об этом 5 февраля в ходе пресс-конференции «Автокредитование: остановка или путь назад?» заявил Алексей Волков, директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ). С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.

По данным агентства «Автостат», в 2013 году продажи новых автомобилей в России (2,6 млн. штук) сократились на 5,6% по сравнению с 2012 годом. Средняя цена автомобиля составила 900 тысяч рублей (+6%). При снижении объемов финансовая емкость рынка осталась примерно на уровне 2012 года и составила 2,34 трлн. рублей (в 2012 году — 2,33 трлн. рублей). Доля автомобилей, купленных в кредит составила почти 46%.

По мнению аналитиков «Автостата», в 2014 году падение рынка продолжится и составит примерно 5%. Тем не менее, в НБКИ ожидают дальнейшего роста автокредитования — как в абсолютном, так и в относительном выражении. На 1 января 2014 года в базе агентства содержалась информация о 2,7 млн. действующих автокредитов общим объемом 1,4 трлн. рублей.

Автокредитование традиционно растет медленнее всего розничного кредитования в целом. Например, в 2013 году объем розничного кредитования увеличился почти на 37% (НБКИ учитывает показатели не только банков, но и МФО, кредитных кооперативов и АИЖК, поэтому указанный процент так же традиционно бывает выше статистики Центробанка), а автокредитования — на 24%. Тем не менее, разница — 13% — сократилась, поскольку в 2012 году розничное кредитование в целом выросло на целых 20% быстрее. Причина сокращения разрыва ясна — банки сворачивают программы беззалогового кредитования, предпочитая развивать менее рискованные ипотеку и автокредиты.

В отличие от беззалогового кредитования, уровень которого в России близок к насыщению, автокредитование еще имеет значительные перспективы роста, уверен Алексей Волков. Ставки здесь гораздо ниже, а наличие залога снимает с банков многие риски. Если существующие тенденции сохранятся, по итогам 2014 года в кредит будут продаваться уже не 46%, как раньше, а все 60% новых автомобилей.