Россияне берут все более дорогие автокредиты, и банки их в этом поддерживают

Средняя цена проданного нового автомобиля в России продолжает расти. В 2013 году она увеличилась до 900 тысяч рублей (28,16 тыс. долларов). Об этом в ходе пресс-конференции «Автокредитование: движение без помех» сообщил Сергей Целиков, директор агентства «Автостат». С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.

Несмотря на замедление темпов роста ВВП и непростую ситуацию с формированием государственного бюджета, суммарный объем автокредитов в России продолжает увеличиваться. С начала года он вырос на 17,07%. При сохранении текущих тенденций к концу 2013 года в стране будет продано примерно 2,6 млн. новых автомобилей (на 6% меньше, чем в 2012-м).

Сегодня доля автомашин, продающихся в кредит, превышает 46%. В 2008 году картина была практически такой же — доля продаж в кредит доходила до 48%. Но если тогда банки резко свернули программы кредитования (за три-четыре месяца этот показатель сократился до 10%), то сегодня, несмотря на замедление экономики, они не собираются не то что урезать выдачу кредитов, но и снижать темпы роста.

«Сокращение авторынка с 2,8 млн. новых машин в 2008 году до 1,4 млн. в 2009 году было спровоцировано именно тем, что не был продан миллион машин по кредитам, — поясняет Сергей Целиков. — Продажа машин за наличные тогда упала всего процентов на 20. У банков тогда возникли два риска — валютный (доллар и евро начали расти) и процентный (в момент кризиса начали расти ставки на фондирование). И поэтому банкам стало невыгодно кредитовать — резко поднять свои ставки с 12 до 20 процентов они тоже не могли. А сегодня такого кризиса нет. Ставки не плавают резко, и валюта колеблется и вверх и вниз. То есть рисков у банков нет. А автомобиль — очень ликвидный залог, поэтому они охотно продолжают кредитовать население».

Читайте также  Пользователям Клерк.Ру не нужны автокредиты

«Если вы помните, Банк России в кризис предпринял максимум усилий, чтобы поддержать банки короткой ликвидностью, — говорит Алексей Волков, директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй. — Сегодня банки уверены в политической воле, согласно которой ЦБ в случае опасности моментально их поддержит. И поэтому они продолжают наращивать длинное кредитование».

На этом фоне средняя цена нового автомобиля в России в 2013 году увеличилась до 900 тысяч рублей (28,16 тыс. долларов). Самым быстрорастущим ценовым сегментом стал диапазон от 25 до 35 тыс. долларов (рост на 15,5%). Продажи машин от 35 до 50 тыс. долларов тоже увеличились, хоть и более скромно — на 5,2%. А вот продажи машин ценой до 15 тыс. долларов, наоборот, упали на 19,7%. Справедливости ради стоит отметить, что сократилась и реализация машин дороже 50 тыс. долларов — на 6,8%. Но продажи в этом сегменте традиционно имеют очень малое отношение к заемным средствам.